6 случаев, когда за корону «Формулы-1» в финале боролись 3 гонщика (или более) 🏁

Кто бы ни победил в эти выходные в Абу-Даби, история все равно будет написана. Это лишь седьмой раз за 75-летнюю историю чемпионата мира, когда три или более гонщика борются за титул в финальном раунде.
Макс Ферстаппен из «Ред Булл» обладает наибольшим опытом, в то время как претенденты, Ландо Норрис и Оскар Пиастри, похоже, имеют в своем распоряжении лучшую машину — «Макларен».
Хотя голландец отстает от Норриса на 12 очков, а Пиастри — еще на четыре позади, история показывает, что судьба часто благоволит аутсайдеру, претенденту, которому нечего терять.
В 1950, 1964, 1986, 2007 и 2010 годах гонщик, занимавший лидирующую позицию перед последней гонкой, не смог ею воспользоваться. 1959 год стал единственным случаем, когда в итоге лидер был коронован.
Стоит отметить небольшой факт: Дидье Пирони все еще имел математические шансы выиграть титул 1982 года в финальном раунде против Кеке Росберга и Джона Уотсона, но француз прекратил выступления в середине сезона из-за серьезной аварии в «Хоккенхайме».
Вот невероятные истории о сражениях за титул «Формулы-1» с участием трех и четырех претендентов.
Гран-при Италии 1950 года: Джузеппе Фарина побеждает Хуана Мануэля Фанхио и Луиджи Фаджоли

Чемпионат мира «Формулы-1» начался с того, что в самом первом его сезоне за титул в финале боролись три гонщика.
Трио из команды «Альфа Ромео» — Джузеппе Фарина, Хуан Мануэль Фанхио и Луиджи Фаджоли— подошли к финальному раунду, Гран-при Италии 1950 года в Монце, имея шансы завоевать первый в истории титул.
В то время как «Альфетта» Фанхио сошла из-за поломки, Фарина уверенно доехал до победы, став уникальным чемпионом, который оставил неизгладимое впечатление на своих конкурентов.

«Он был великим гонщиком, и мне нравился его стиль за рулем — эта расслабленная манера, руки вытянуты. Я думал, что это выглядит так здорово, что я копировал его!» — рассказывал Стирлинг Мосс в интервью.
«Однако на трассе Фарина был негодяем, абсолютно безжалостным — опасным».

«И самое неприятное было то, что он вел себя точно так же даже с неопытным парнем. Если он обгонял тебя на круг, парень, тебе лучше было убедиться, что ты не стоишь у него на пути — он просто выталкивал тебя с трассы».
«В те дни отношение к тому, что мы называли «грязным вождением», действительно было другим, и ты нечасто с этим сталкивался. Но он был в этом плане злодеем».
Гран-при США 1959 года: Джек Брэбем побеждает Стирлинга Мосса и Тони Брукса

Это была одна из величайших тройных схваток в «Формуле-1», проходившая в сильную флоридскую жару.
Джек Брэбем из команды «Купер» вышел на старт, стремясь завоевать свой первый титул чемпиона мира, и ему нужно было финишировать впереди своих соперников — Стирлинга Мосса и Тони Брукса.
Моссу нужно было финишировать как минимум вторым, оставив Брукса и Брэбема позади, в то время как Бруксу нужна была победа, и чтобы его соперники не набрали очков. На старте гонки Брукс был вынужден рано заехать в боксы после контакта с напарником по «Феррари» Вольфгангом фон Трипсом на первом круге. Тем временем Мосс оторвался от Брэбема и лидировал, но затем его настигли проблемы с коробкой передач.

Брэбем вышел на первое место, но на последнем круге в его «Купер» закончилось топливо, но Джек решил во что бы то ни стало финишировать — и толкал машину через финишную черту в изнуряющей жаре на протяжении последних нескольких сотен метров.
«Джек просто знал, что должен пересечь черту», — рассказал его сын Дэвид. «И в тот момент он не знал, что выиграл чемпионат мира, ни малейшего понятия. Он не знал, где на самом деле находятся все остальные, какое у него положение. Он просто знал, что должен толкать машину и пересечь черту, чтобы получить результат».

«Он следил за тем, чтобы никто не прикасался к машине (во избежание дисквалификации), он толкал, пересек черту и, к своему удивлению...
Вы должны помнить, что тогда гонки были долгими. Радиаторы находились в передней части машины, поэтому много тепла шло к ногам гонщиков. У них были другие проблемы, нежели у нас сегодня. Хорошо, сейчас больше перегрузок, больше нагрузки, но у них все равно были свои болевые пороги.
Было жарко. Вы можете видеть на фотографии, как он сидит на земле, окруженный людьми — он был изможден, абсолютно изможден. Он был бы изможден еще до того, как у него закончилось топливо».
Гран-при Мексики 1964 года: Джон Сертис побеждает Джима Кларка и Грэма Хилла

Пять лет спустя, на Гран-при Мексики 1964 года, завершилась еще одна эпическая схватка за титул. Перед этим финальным раундом в борьбе участвовали Джим Кларк, Грэм Хилл и Джон Сертис.
Грэм Хилл из «БРМ» имел 39 очков, Джон Сертис из «Феррари» — 34, а Джим Кларк на своем «Лотус» — 30, при системе начисления очков 9–6–4–3–2–1 для первых шести финишеров. Кларк лидировал с самого старта, в то время как напарник Сертиса, Лоренцо Бандини, наехал сзади на Хилла, выбив его из борьбы за титул.

За два круга до финиша Кларк лидировал, а Сертис шел четвертым, чего было достаточно для того, чтобы шотландец завоевал свой второй титул. Затем, как это часто случалось с «Лотус», произошла механическая катастрофа: на болиде «Тайп» 33 отказал маслопровод.
Соперники шотландца пронеслись мимо, и порядок стал следующим: Дэн Герни – Бандини – Сертис. При таком раскладе чемпионом стал бы Хилл, но «Феррари» быстро смекнули, что к чему.

«Скудерия» приказала Бандини замедлиться, чтобы пропустить Сертиса на позицию, выигрышную для чемпионата. Британец одержал сенсационную победу в титуле, став первым — и до сих пор единственным — чемпионом мира на двух и четырех колесах.
Ажиотаж был настолько велик, что мало кто обратил внимание на то, что Герни только что принес команде «Брэбем» их первую в истории победу в гонке чемпионата мира.
Гран-при Австралии 1986 года: Ален Прост побеждает Найджела Мэнселла и Нельсона Пике

Спустя более чем 20 лет после последней, «Формула-1» пережила еще одну трехстороннюю схватку, которая стала одной из самых напряженных.
На протяжении всего сезона 1986 года напарники по команде «Уильямс» — Найджел Мэнселл и Нельсон Пике — постоянно отнимали очки друг у друга, в то время как Ален Прост из «Макларена» притаился сзади, выжидая момент для удара.
Двукратный чемпион Пике был недоволен тем, что «Уильямс» отказалась навязать командную тактику в отношении Мэнселла, в то время как британец считал, что психологические игры бразильца были просто нечестными. Перед финалом сезона британец находился в наиболее выгодном положении. Мэнселлу нужно было финишировать всего лишь третьим, чтобы завоевать титул, в то время как обоим его соперникам требовалась как минимум победа в гонке, чтобы иметь хоть какой-то шанс.
После суматошного старта гонки Мэнселл держался третьим, и шел к своему первому чемпионству.
Ситуация улучшилась, когда Прост проколол колесо, находясь на втором месте — это был первый признак того, что с шинами «Гудиер» не все в порядке.

«Проблема была в том, что у нас было довольно большое преимущество в мощности — и поэтому мы также могли использовать больше прижимной силы, чем кто-либо другой», — говорит бывший технический директор «Уильямса» Патрик Хэд.
«Хонда не могла сказать нам, сколько у нас мощности, потому что они сами не знали! Их диностенд регистрировал только до 1000 лошадиных сил — чего они достигали при 9300 об/мин. Мы крутили двигатели примерно до 13 500! Я не сомневаюсь, что именно из-за того, что мы могли использовать так много прижимной силы, у нас возникли проблемы с шинами».
Затем Кеке Росберг, лидировавший в своей последней гонке «Формулы-1», также получил прокол, а уже через круг наступила катастрофа для Мэнселла. Его левое заднее колесо взорвалось на прямой на скорости около 305 км/ч, и его гонка была окончена.

«Уильямс» немедленно позвала Пике на пит-стоп для профилактической смены шин, хотя он лидировал в гонке и шел к титулу, что позволило Просту финишировать первым и завоевать чемпионскую славу.
«Это было правильное решение — остановиться», — сказал Пике. «Я знал, что, возможно, теряю чемпионство, но мне было все равно; я остался жив».
Гран-при Бразилии 2007 года: Кими Райкконен побеждает Льюиса Хэмилтона и Фернандо Алонсо

Сезон 2007 года запомнился не только знаменитой трехсторонней схваткой за титул, но и как одна из лучших чемпионских битв всех времен.
Подобно конфликту в «Уильямсе» 21 годом ранее, двукратный чемпион Фернандо Алонсо ожидал, что его новая команда «Макларен» отдаст ему предпочтение. Однако его напарник-новичок, Льюис Хэмилтон, был настолько великолепен, что команда сочла себя обязанной предоставить обоим равные шансы на борьбу.
Джокером в этой колоде был Кими Райкконен из «Феррари», который немного отставал от пары «Макларена», но все еще оставался претендентом.
После того, как Фернандо Алонсо разбил машину на мокром Гран-при Японии в «Фудзи», Хэмилтон подошел к предпоследнему этапу в Китае с преимуществом в 12 очков над Алонсо и 17 очков над финном. Гонка в Шанхае обернулась для Хэмилтона катастрофой: он вылетел в гравийную ловушку и сошел с дистанции на въезде в боксы на изношенной дождевой резине, поскольку команда «Макларен» слишком долго держала его на трассе.

Райкконен выиграл в Китае, Алонсо финишировал вторым. Это означало, что перед финалом в Бразилии Хэмилтон опережал своего напарника на четыре очка, а гонщика «Феррари» — на семь.
Несмотря на то, что в решающем Гран-при он квалифицировался вторым, опередив Райкконена и Алонсо, у Хэмилтона был ужасный первый круг: он вылетел с трассы и откатился на восьмое место. Несколько кругов спустя у него возникла проблема с коробкой передач, которая отбросила его еще дальше, на 18-ю позицию.
Затем проблема, казалось, самоустранилась, и Хэмилтон начал прорываться вверх, но смог подняться только до седьмого места, что на тот момент приносило два очка.

Далее «Феррари» ввела командную тактику, чтобы обеспечить титул: Райкконен шел вторым позади своего напарника, Фелипе Массы.
«Скудерия» приказала им поменяться местами, чтобы дать Райкконену необходимые ему очки, и финн смог завоевать невероятную победу в чемпионате, оставив «Макларен» в шоке.
Гран-при Абу-Даби 2010 года: Себастьян Феттель побеждает Фернандо Алонсо, Марка Уэббера и Льюиса Хэмилтона

Это был единственный в истории финал титульной гонки с участием четырех претендентов.
Подъем «Ред Булл», возвращение «Макларена» и Фернандо Алонсо, который вытащил «Феррари» из небытия, означали, что испанец, Себастьян Феттель, Марк Уэббер и Льюис Хэмилтон — все имели шанс завоевать чемпионство 2010 года. Алонсо находился в наилучшем положении, опережая Уэббера на восемь очков, а Феттель, напарник австралийца по «Ред Булл», отставал еще на семь очков. Перспективы Хэмилтона были невелики: ему нужна была победа, а Алонсо должен был бы финишировать вне очковой зоны.

Феттель лидировал со старта, за ним следовал Хэмилтон, Алонсо был четвертым, а Уэббер — пятым. Алонсо решил рано заехать в боксы на 15-м круге — это решение, которое окажется катастрофическим.
Он выехал на трассу 12-м, позади Виталия Петрова из «Рено» — и застрял там еще на 30 кругов. Это дало Феттелю, у которого были лишь третьи по значимости шансы на титул перед гонкой, но который теперь лидировал, чистую дорогу к чемпионству.

«Используй весь свой талант. Мы знаем, насколько он велик», — умолял Андреа Стелла, который сейчас является боссом «Макларена», а тогда был гоночным инженером Алонсо, понимая, что испанцу отчаянно необходимо обогнать Петрова и двигаться дальше.
Однако все было тщетно. Алонсо просто не смог обойти россиянина, и Феттель стал самым молодым чемпионом «Формулы-1» в истории.

Быть новой сенсации?

























